ВВЕДЕНИЕ.

Общая площадь острова Русский, вместе с прилегающими 9-ю островами, составляет немногим более 100 квадратных километров. Длина его с севера на юг, как и с запада на восток, примерно равна 15 км. По очертанию его трудно с чем-либо сравнить, но, с некоторой натяжкой он напоминает по форме неправильную подкову. Остров Русский - самый крупный не только в самом архипелаге, но и во всем заливе Петра Великого. Его гористый, разнообразно рассечённый рельеф типичен для южных районов Приморья. На юго-западе от следующего в архипелаге острова Попова его отделяет пролив Старка. На внешней акватории острова, в водах Амурского залива, между камнями Матвеева и собственно островом Русским, существует небольшой пролив Находка. А на севере, на Ларионовском перешейке, находится рукотворный пролив – канал, построенный в конце ХIХ века. Есть на Русском острове и озера пресной воды. Часть из них обязана своим появлением хозяйственной деятельности человека, создавшего на пути мелководных ручьев запруды: техническое озеро Ворошиловской батареи; небольшие водоёмы на Поспелово, в бухте Труда и на Подножье. И все же наиболее крупные озера - природного происхождения, так называемые, реликтовые озёра: Известковое – у юго-западной оконечности бухты Парис, и Глуздовского – близ мыса Ахлёстышева, площадью чуть менее 3 га каждое...

ТЕПЕРЬ, СОБСТВЕННО, К ДЕЛУ:

Остров Русский… Легендарный остров окутанный ореолом сверхсекретных военных тайн и запретов. Здесь обучали практически всем военно-морским, и не только, специальностям.
Думаю, немногим ошибусь, предположив, что около 10 % всего мужского населения бывшего Советского Союза так или иначе проходили суровую службу на этом острове, оставляя здесь частицу своей души, своего сердца. И чем сложнее были условия, тем более нежные и трепетные воспоминания остались в памяти большинства людей, пополам с гордостью за проведенное здесь время. На этом сайте мы попытались вкратце рассказать о прошлом и настоящем острова. Показать его замечательную природу и не менее «замечательное» отношение к ней человека. Мы не можем хоть сколько осуждать брошенных на произвол судьбы людей, которые изо всех сил просто пытаются выжить, разбирая по кирпичам и медным табличкам государственного значения военно-исторические памятники и царской постройки уникальные здания, начисто стирая их с лица земли, ни оставляя никакой памяти для своих же потомков. Мы не упрекаем государственные органы за бездействие. Это наша общая беда – за недолгие годы Советской власти нас успели отучить мыслить по государственному, работать по настоящему и испытывать искреннее чувство гордости за свою страну, за свою Родину. Мы лишь выражаем надежду на то, что хотя бы через несколько поколений все вернется на круги своя и русские люди и Русский остров возродятся и будут процветать…


Н А Ш А И С Т О Р И Я

Самый большой в заливе Петра Великого остров Русский был впервые воспроизведен, в произвольной конфигурации, на китайских картах в первой половине 18 века. На французских и английских картах середины 18 века, составленных по случайным донесениям, он показан только частью южного берега, и то пунктиром, а также проливом, отделяющим его от материка. Остров тогда названия не имел.
Знакомство русских моряков с островом впервые произошло в 1858 году. Тогда много слышавший о большом заливе на юге Приморья адмирал Е. Путятин, убывая после переговоров в Японии и Китае в Россию, поручил командиру парохода-корвета «Америка», на котором он плавал, следовать в Николаевск-на-Амуре через этот залив.
Выполняя это указание, «Америка», войдя в Амурский залив, прошла вдоль западного и Северного берегов острова, собрав о нем кое-какие сведения.
Первая частичная опись острова была произведена на следующий год винтовым клипером «Стрелок» (командир капитан-лейтенант И. Федоровский), а затем пароходо-корветом «Америка» (командир капитан-лейтенант А. Болтин, под флагом генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Муравьева–Амурского). По предложению последнего остров был назван Русским, в честь России и её народа, представители которого занимались исследованиями Дальнего Востока.
В том же 1859 году была издана первая карта залива Петра Великого, на которой у нас был впервые показан Русский остров. Правда, не весь, а только его Западный и Северный берега.
Полная съемка была произведена экспедицией подполковника корпуса флотских штурманов (КФШ) В. Бабкина в 1862 году во время описи залива Петра Великого, после чего в 1865 году была издана карта, на которой остров был обозначен полностью и назван по имени первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала П. Казакевича. Чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, следует сказать, что остров вначале попеременно назывался то Казакевича, то Русский, пока после окончания Великой Отечественной войны за ним окончательно не закрепилось ныне существующее название.
Описания говорят, что берега острова большей частью скалисты и обрывисты, причем весь он изрезан удобными бухтами. Самая большая из них – Новик глубоко вдается в берег, разделяя остров на две неравные части. Внутренняя часть острова богата горными возвышенностями. Наиболее высокая из них главенствует над всей окружающей местностью и называется горой Русских.
Во времена основания Владивостока весь остров был покрыт добротным лесом. Лесничий А. Будищев, побывавший на Русском, писал: «Я ездил… осматривать лес на острове Русском… Нашел массу елового строевого леса. Лес этот растет по склонам гор… ель, пихта, кедр… Такой же лес заметен и выше на горах всего острова».
Первым пользователем этого леса стал личный состав винтового корвета «Гридень», зимовавший в бухте Золотой Рог в зиму 1860-1861 года и построивший на берегу необходимые экипажу здания для зимовки. Лес для этого доставлялся со склонов бухты Новик.
В 60-х годах прошлого столетия при нарезке земель для созданного удельного ведомства управляющий его сибирским отделением Г. Фуругельм (не путать с контр-адмиралом И. Фуругельмом – военным губернатором Приморской области) признал наиболее подходящим для организации земледелия наряду с другими районами и остров Русский, который следовало включить в перечень земель, отходящих к этому ведомству.
Несмотря на это, в число земель, переданных удельному ведомству в 1867 году, остров Русский не вошел, хотя в перечне значился. По настоянию Г. Фуругельма это вскоре было исправлено, и остров Русский вместе с другими островами существовавшего тогда архипелага Евгении 29 мая 1868 года был передан удельному ведомству.
Однако такое положение просуществовало очень короткое время, так как 25 мая 1871 года удельное ведомство было ликвидировано и остров снова перешел под управление военного ведомства.
Первое время на острове практически никто не проживал. Первыми на Русском в 1866 году поселились 7 мужчин и 5 женщин. Население острова росло очень медленно и, главным образом, за счет военных, когда в 1888 году были возведены первые укрепления и артиллерийские позиции на мысах Ларионова и Новосильского для прикрытия входа в пролив Босфор Восточный со стороны Амурского залива.
Дальнейшее развитие береговой обороны Русского и размещение здесь войск привело к тому, что на нем стало увеличиваться и число гражданских жителей.
Одни из них занялись огородничеством, обеспечивая овощами не только остров, но и население Владивостока. Другие включились в обслуживание нужд островитян и военных. В это время число гражданского люда на острове достигло 236 человек, а к 1895 году выросло до трех тысяч.
Дополнительной деятельностью жителей Русского стало обеспечение Владивостокцев дровами, которые заготавливались на острове.
Внося свой вклад в развитие движения между Русским и Владивостоком, заводчик М. Федоров арендовал винтовой катер «Дружок» и организовал регулярные рейсы между этими населенными пунктами.
В 1890 году инженер-подполковник К. Чернокнижников разработал проект строительства Владивостокской крепости, где он впервые обращает внимание на возможность использования господствующего положения над островом Русским и всем заливом Петра Великого горы Русских и острова Русского. Водружение на ней крепостной артиллерии позволило бы не только держать под обстрелом и контролем ближние подходы к Владивостоку со стороны Амурского и Уссурийского заливов, но и дальние подступы к городу. Однако, эта разумная идея тогда не получила развития.
Приобретение Россией новой главной базы флота на Тихом океане в Порт-Артуре в корне изменило планы высшего командования, вследствие чего строительство крепости Владивосток было свернуто, а деньги предназначенные для него пошли на нужды Порт-Артура.
По разным причинам и после русско-японской войны установление крепостной артиллерии на горе Русских затягивалось и было осуществлено уже в советское время. В 30-х годах ХХ столетия с затонувшего на Черном море линкора «Императрица Мария» были сняты орудия главного калибра, часть из них доставили на остров Русский, подняли и установили на горе Русских.
Именно, отсутствие подобной батареи и неготовность других батарей, предназначенных защищать город, позволило японской эскадре в 1904 году беспрепятственно войти в Уссурийский залив и обстрелять Владивосток.
В 1895 – 1896 годах, когда началась усиленная застройка острова, в связи с чем обозначился новый прирост числа жителей, было решено возвести на Русском церковь.
10 ноября 1896 года была совершена торжественная её закладка. Строительство осуществлялось за счет пожертвований населения, но основной вклад средств принадлежал подрядчику военного ведомства и купцу первой гильдии М. Суворову.
Церковь возводилась из дерева и была построена уже к лету 1897 года. Освящена 25 мая в присутствии губернатора Приморской области и многочисленного военного начальства.
Особое значение для развития острова и особенно для базирования русских военных кораблей имело строительство канала, соединившего пролив Босфор Восточный с бухтой Новик. Его основная часть была возведена в 1898 году. В русско-японскую войну в бухте Новик базировались главным образом подводные лодки.
Так как на острове находилось множество отдельных воинских частей, около каждой из них начали возникать кладбища. Чтобы навести в этом деле порядок, Владивостокская городская дума 20 апреля 1909 года приняла решение открыть военное кладбище.
Ко времени первой мировой войны и в начале нее на острове Русском сосредоточилось большое количество войск. Офицеры в основном проживали вместе со своими семьями. Отсутствие почтового отделения очень затрудняло жизнь людей. В связи с неоднократными нареканиями и жалобами островитян в июне 1916 года на Русском было открыто первое почтовое отделение…

После поражения в русско-японской войне и потери Порт-Артура главную военно-морскую базу России на Тихом океане решено было возвратить во Владивосток. Сюда были переброшены военно-строительные подразделения, открылось солидное финансирование, и в городе и в его окрестностях начались активные фортификационные работы.
Главное внимание было обращено на Русский остров, который как Кронштадт перед Питером наглухо перекрывал возможному противнику доступ к Владивостоку с моря. Руководили строительством блестящие военные инженеры – такие, как Карбышев и Шошин, чьи имена по справедливости вошли в историю города. Как у всех талантливых людей, были и у них, естественно, завистники и недоброжелатели. Эти-то последние, и отправили государю императору донос: строительство, дескать, ведется из рук вон плохо, крайне медленно, причем затрачиваются огромные средства, которых в государевой казне не густо (совсем как сейчас :-)).
Для выяснения истины на место был направлен некий авторитетный генерал с чрезвычайными полномочиями и наказом: разобраться и доложить. Генерал прибыл и довольно долго и вдумчиво изучал ситуацию со строительством наземных и подземных оборонительных сооружений, особенно, на Русском. После чего, не оглашая здесь никаких выводов, отбыл в Петербург.
Царю же, как рассказывает эта история, вскоре был подан удивительный по лаконичности и вместе с тем содержательности доклад: «Строят медленно. Дорого. На века».
Во всем был прав тот генерал. Одно лишь не учел…


Продолжение

Hosted by uCoz